История Урала Общественная жизнь и культура в XVIII в. Культура

Культура

Просвещение

В XVIII  в.  на Урале формируется целая сеть учебных заведений. Еще в конце   1701 г.  по  инициативе тобольского воеводы М. Я. Черкасского была открыта школа в г. Тобольске. Она явилась одной из первых светских школ в России. Обучались в ней преимущественно дети служилых людей (в программу входили славянская грамота, арифметика, геометрия, латынь, фортификационное и артиллерийское дело), а преподавали поп-расстрига Григорий Дровнин, его брат Василий и пленный швед А. Деловал.

Несколько позже появилась духовная школа при Тобольском архиерейском дворе. В нее принимали только детей священников и церковнослужителей; обучали их грамоте, письму и церковному пению, позднее вводится латынь. В 1740-х гг. тобольская школа преобразуется в семинарию. Стала духовной семинарией и открытая еще в 1735 г. славяно-латинская школа в г. Хлынове (Вятке). Вятская семинария выделялась высоким уровнем подготовки проповедников. За годы учебы семинаристы усваивали философию, богословие, арифметику, риторику, поэзию, пение, русский и латинский языки.
В начале века появляются также училища при монастырях, в том числе при Верхотурском Николаевском, Далматовском Успенском, Рафаиловском Троицком. В них учились (письму, чтению и счету) дети разных сословий, включая крестьян и ясачных людей.

Духовные школы и семинарии сыграли важную положительную роль не только в упрочении на Урале позиций церкви, но и в развитии культуры. При них имелись богатые для того времени библиотеки. При Тобольской архиерейской школе был создан первый в регионе школьный театр.

Во второй половине 80-х гг. на Урале, как и по всей России, стали создаваться (в соответствии с указом 1786 г.) главные и малые народные училища.

В главных народных училищах учились 5 лет; изучали русский, латинский и один из живых иностранных языков, отечественную историю и географию, всеобщую историю, геометрию, естествознание, физику, начала черчения и архитектуры.

Во многих уездных городах (Верхотурье, Екатеринбурге, Ирбите, Кунгуре, Соликамске, Чердыни, Шадринске, Тюмени, Туринске, Таре, Уфе, Мензелинске, Бугуруслане, Бузулуке, Слободском, Сарапуле, Нолинске и Котельниче) открываются двухклассные малые народные училища; в их программу входили чтение, письмо, катехизис, «священная» история, русская грамматика, чистописание, рисование и арифметика. Преподавать в этих училищах были приглашены наиболее способные ученики из семинаристов. Уфимское малое училище вскоре после своего открытия переводится в Оренбург и в 1797 г. получает статус главного народного училища. С 1794 г. открывается малое народное училище в с. Ильинском Пермского уезда в имении Строгановых.

В народные училища принимались дети (не только мальчики, но и девочки) всех сословий, за исключением крепостных крестьян. Содержались они на средства самого населения.
Особенностью Урала явилось раннее появление здесь профессиональных — горнозаводских школ. Инициатором открытия горных школ был В. Н. Татищев. В 1721 г. в Кунгуре и на Уктусском заводе начали действовать арифметические школы — ученики получали сведения по арифметике, геометрии и тригонометрии. В следующем году к первым школам добавились две новые словесные (в них учили читать и писать): одна на Уктусском заводе, вторая — на Алапаевском. Вскоре начались занятия в словесной и арифметических школах на новом Екатеринбургском заводе. Принимали в горные школы детей работников казенных заводов и приписных крестьян.

Особое внимание школьному делу Татищев начинает уделять с середины 30-х гг. Только в 1735 г. открываются горные школы на 8-ми уральских заводах, возобновляет свою деятельность закрытая было школа в Кунгуре, а в Екатеринбурге, помимо словесной и арифметической, начали прием учащихся немецкая, латинская и знаменованная (т. е. черчения и рисования) школы. Школы Екатеринбурга были хорошо обеспечены необходимой литературой, в том числе иностранной. В библиотеке, подаренной В. Н. Татищевым, насчитывалось свыше 600 томов.

Около половины учащихся (успешно успевающие, а также из малообеспеченных семей) получали жалованье. В Екатеринбурге для иногородних школьников был открыт пансион. Специальная работница готовила пансионерам пишу, стирала их белье. Правда, суммы, которые отпускались на питание из казны, оказывались очень скромными — основу стола составляли каша и ржаной хлеб.
После отъезда Татищева из Екатеринбурга в 1737 г. дело начинает потихоньку сворачиваться. Закрылся пансион, затем латинская школа. Прекратили существование почти все арифметические школы на казенных заводах. Правда, во второй половине XVIII столетия возникают школы при частных заводах; всего их к концу века было 3. Среди них выделялась горная школа при Нижнетагильском заводе Н. А. Демидова, открытая в 1765 г. Принимали в демидовскую школу в основном детей заводских служителей (приказчиков, конторщиков). Казенных горных школ к началу нового века существовало 9.
При всем том основную роль в распространении грамоты продолжало играть обучение в семьях и у частных учителей — церковнослужителей, мелких чиновников, отставных военнослужащих, грамотных вдов, ссыльных, старообрядцев и пр. Эти люди обычно у себя дома или у кого-либо на квартире занимались с группами в 3, 5, 10, 20 учеников. Купцы, мещане, ремесленники, крестьяне, казаки, даже государственные служащие предпочитали отдавать детей не в казенные училища, а в домашние школы. Сказывались и привычка, и то, что частные учителя брали сравнительно небольшую плату, а обучали практической грамоте значительно быстрее, чем казенная школа; опасались также родители дурного влияния последней на нравственность ребенка. Официальной школе еще предстояло завоевать доверие населения уральского региона.

Наука и техника

XVIII столетие в России было ознаменовано успехами в развитии научных знаний, технической мысли. Урал не остался в стороне от общего процесса. На рубеже XVII—XVIII вв. в Тобольске успешно трудился сын боярский С. У. Ремезов — историк, этнограф, картограф, автор таких замечательных работ, как «Чертежная книга Сибири», «История Сибирская» (Ремезовская летопись), «Описание о сибирских народах». В частности, ремезовская «Чертежная книга», работа над которой завершилась к 1701 г.,— это своего рода атлас географических карт отдельных городов и уездов, в том числе уральских; имелась в атласе и обзорная карта Сибири (с включением значительной части

Урала) с довольно точным указанием мест обитания коренных народов: хантов, манси, ненцев, сибирских татар и др. Более подробные сведения о них давались в «Описании о народах Сибири». В «Истории Сибирской» излагались события, связанные с походом Ермака, причем от предыдущих сибирских летописей (в том числе Есиповской, Строгановской) труд отличался элементами научного подхода и привлечением нового круга источников, включая татарские легенды и предания.

Выдающимся историком и географом был В. Н. Татищев; своих научных занятий он не оставлял и в годы службы на Урале. Исключительный интерес представляет разработанная им (в двух вариантах — кратком и расширенном) анкета для собирания историко-географических сведений через местное начальство разных городов. Эта анкета рассылалась по России, и на нее поступило много ответов. Содержащийся в них материал Татищев смог использовать для своих работ. В 1736 г., например, вышло его «Общее географическое описание всея Сибири». В очерке «Руссиа или, как ныне зовут, Россиа» Татищев привел сведения о происхождении населения отдельных областей страны, его этническом составе.

В. Н. Татищев активно поддерживал молодого уральского исследователя П. И. Рычкова, ставшего первым в России членом-корреспондентом Академии наук. Рычков родился в 1712 г. в семье разорившегося вологодского купца, вынужден был рано поступить на службу. В 1734 г. его зачислили бухгалтером в Оренбургскую экспедицию, направленную на Южный Урал. Усердный и способный юноша скоро стал одним из главных помощников начальника экспедиции. Позднее он служил при оренбургском губернаторе, стал главным правителем соляных дел, затем — главным командиром Екатеринбургского заводского правления, получил звание дворянина и чип статского советника. Членом-корреспондентом Академии наук Рычкова избрали в 1759 г.— при активном содействии М. В. Ломоносова, который хорошо знал и высоко ценил его научные труды. Главными научными трудами П. И. Рычкова, принесшими ему широкую известность, явились «История Оренбургская» и «Топография Оренбургская». В этих работах приводился богатый фактический материал по истории народов Южного Урала и сопредельных территорий — башкир, казахов, каракалпаков и др., об их занятиях, быте, взаимоотношениях.

Труды П. И. Рычкова вызывали большой интерес не только в России, но и за рубежом. Его «Топография Оренбургская» после выхода двумя изданиями (сначала в журнале, затем отдельной книгой) в Петербурге была переиздана в Берлине и в Риге; в предисловиях к этим переизданиям давался высокий отзыв о ней.

Некоторые работы, подготовленные уральскими авторами, посвящались истории и теории горного дела, технике металлургического производства, минералогии. Среди них выделялись книги В. И. Геннина, одного из первых уральских горноначальников, «Описание Уральских и Сибирских заводов» (остававшаяся до 1937 г. неопубликованной) и И. Ф. Германа «Описание заводов, под ведомством Екатеринбургского горного начальства состоящих». И. Ф. Герман, профессор Венского университета, перешедший на русскую службу, работал на Урале в 1783—1807 гг.

Автором оригинального инженерно-технологического руководства — «Книги мемориальной о заводском производстве» явился Г. И. Махотин, работавший на Невьянском металлургическом заводе.

Заметными были успехи в деле собирания фольклора, изучения языков уральских народов. Именно на Урале в первой половине XVIII в. был создан сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» (К. Данилов был демидовским служащим) — фольклорное собрание мирового значения. В сборник вошли былины, песни — исторические, эпические, юмористические, сатирические, пародии, духовные стихи. Фольклором интересовался В. Н. Татищев, который в 1736 г. отправил из Екатеринбурга в Академию наук составленный им сборник народных пословиц и афоризмов.

В исследование языков уральских народов большой вклад внесли деятели православной церкви. XVIII столетие стало временем массового обращения в христианство местного языческого населения. Заниматься же проповедью новой веры нельзя было без знания языков народов. Важным направлением в миссионерской деятельности являлось развитие национальных письменностей, перевод на местные языки священных книг. Настоятель Троицкой церкви удмуртского с. Елово Ф. Ившин (1740-е гг.) сумел объединить вокруг себя целый коллектив иереев, увлеченно занимавшихся составлением словарей и грамматик удмуртского языка в его северном наречии, переводом на этот язык богослужебной литературы. Учитель екатеринбургской латинской школы К. Кондратович составил несколько словарей: татаро-русский, удмуртско-русский, чувашско-русский, мансийско-русский и хантыйско-русский.

Значительное развитие получила на Урале в XVIII в. техническая мысль. При этом большое влияние на этот процесс оказывал западноевропейский опыт. На уральских заводах работали сотни специалистов из-за рубежа (особенно много из Германии), ставших наставниками для местных мастеров.

На Урале родился и провел значительную часть своей жизни выдающийся изобретатель, первый русский теплотехник И. И. Ползунов. Трудившийся мастером на Екатеринбургском заводе Ф. П. Денисов стал создателем оригинального компаса, подвижного «вечного календаря» и солнечных часов. В поселке при Выйском заводе родился Е. Г. Кузнецов, который сначала здесь же работал кузнецом, потом слесарем, а в 1762 г. был определен на Нижнетагильский завод «для лучшего обучения учеников слесарному мастерству». Кузнецов участвовал в создании вододействующих машин и оборудования, спроектировал стан для прокатки сортового четырехгранного железа. Увлекался он также изобретением разных бытовых устройств — изготовил оригинальные астрономические часы, дрожки с верс-томером, механизм для музыкального органа. Его племянник А. Е. Кузнецов (известный также под фамилией Артамонов) явился создателем первого уральского велосипеда, на котором в 1781 г. совершил поездку в Москву. Можно назвать также имена И. Г. Зыкина, Г. И. Махотина, С. С. Ярцова, А. Н. Гладкова, В. Е. Коковина и других специалистов, содействующих своим творческим трудом подъему уральской промышленности.

Архитектура

На Урале наблюдался расцвет каменного культового зодчества, хотя первые каменные храмы появились здесь раньше. Каменное строительство активно велось и в городах, и в заводских поселках, и в некоторых селах.

Усолье. Ансамбль строгановских построек (хоромы, Спасо-Преображенский собор, колокольня). 1724—1731 гг. Зодчие Рязанцев, Котельников, Кожин.
Усолье. Ансамбль строгановских построек (хоромы, Спасо-Преображенский собор, колокольня). 1724—1731 гг.
Зодчие Рязанцев, Котельников, Кожин.

В начале века по проекту С. У. Ремезова сооружается (с участием пленных шведов) знаменитый Тобольский каменный кремль. Строительство каменного Верхотурского кремля велось под руководством московских мастеров во главе с Тимофеем Гусевым. В восточную стену кремля, выходившую на площадь с гостиным двором, был встроен Троицкий собор (его сооружали каменщики из Соликамска). В начале XVIII в. появляются каменные строения и в Тюмени: двухэтажная Благовещенская церковь, колокольня. В 1708 г. приступили к сооружению комплекса тюменского Троицкого монастыря.

Невьянская башня 1702-1710 гг.
Невьянская башня 1702-1710 гг.

Соликамские каменщики имели широкую известность, их приглашали «для церковного строения» даже в Петербург. Одним из их замечателных творений в родном городе стал зимний Крестовоздвиженский собор, освященный в 1709 г. Замечательным памятником уральской архитектуры XVIII в. является и знаменитая Невьянская наклонная башня, сооруженная в традициях древнерусских ярусных башен. Она делалась из кирпича, на деревянных сваях-рюшках и на каменном фундаменте, в шесть этажей; три верхних этажа были обнесены с наружной стороны чугунными балюстрадами. С Невьянской башней связано много легенд и преданий — о том, что в ее подземельях топили людей, замуровывали их живьем, что Демидов тайно плавил там серебро и золото, чеканил «воровские» золотые рубли и пр.

Искусство

Живопись на Урале по-прежнему была представлена прежде всего иконописным искусством. Продолжала свою деятельность иконописная мастерская Строгановых. Квалифицированными иконописцами и резчиками иконостасов располагали Тобольский и Вятский архиерейские дома.

Основная масса иконописцев и резчиков по дереву состояла из государственных крестьян, мещан и цеховых. Многие из них были уже потомственными мастерами. Крупным центром иконописания иконостасной резьбы на протяжении XVIII в. оставался Тобольск. Большое развитие иконописание получило в Туринске. Туринцы писали иконы на свободную продажу, и эти иконы пользовались большим спросом. Большое количество туринских икон вывозилось на Ирбитскую ярмарку, откуда они расходились по Тобольской и Пермской губерниям. Славились также туринские мастера-резчики. Туринские живописцы и резчики подряжались делать иконостасы для церквей Урала и Западной Сибири. Один из авторитетных церковных авторов XIX в. А. И. Сулоцкий (жил в Тобольске и Омске и был близок к ссыльным декабристам) утверждал, что живописцы и резчики из Туринска «много украсили церквей в Западной Сибири очень порядочною живописью и изящною резьбою, далеко лучше суздальской».

Расцвет иконописания и иконостасной резьбы в Туринске специалисты связывают с появлением в начале XVIII в. при Нижнетагильском заводе демидовской школы живописи. Для школы были выписаны из-за границы искусные живописцы. Набирали в школу мальчиков из демидовских вотчин. Приезжали сюда учиться и из соседнего Туринска. Демидовская школа ориентировалась на западноевропейские принципы искусства и способствовала их проникновению в местное иконописание.

На вятское иконописание и иконостасную резьбу, особенно во второй половине XVIII в., сильное воздействие оказывали петербургская и московская школы. Именно под руководством столичных архитекторов и «рещиков» велось оформление интерьера главного собора в Вятке. Живопись и великолепный барочный иконостас этого собора местным духовным начальством были объявлены «образцами» иконного художества и мастерства искусства резчиков. Церковь постепенно ужесточала требования к убранству храмов, качеству икон.

Несколько обособленно от общих художественных процессов развивалась невьянская старообрядческая иконописная школа. Невьянская живопись отличалась строгой каноничностью. Иконы местными мастерами в основном изготовлялись на заказ.

Икона в окладе «Богоматерь Одигитрия» вторая половина XVIII в. Невьянск
Икона в окладе «Богоматерь Одигитрия» вторая половина XVIII в. Невьянск

В XVIII в. на Урале возникает и развивается роспись металлических изделий. Центрами ее стали Нижний Тагил и Невьянск. Побывавший здесь в 1770 г. академик П. С. Паллас удивлялся высокому уровню этого «художества», которым, по его словам, местные жители занимались «с немалою пользою» для себя. Расписывали подносы, медные и железные чайники, кофейники, самовары (первые уральские самовары сохраняли конструкцию жаровни английских самоваров середины XVIII в.), стаканы и пр. Зарождение искусства росписи по металлу на Урале также было связано с открытием демидовской школы живописи на Нижнетагильском заводе. Из стен школы это искусство, кстати, перекочевало и в Туринск. К 1770 г., по свидетельству Палласа, получило распространение индивидуальное обучение мастерами учеников за плату.

Уральские живописцы особенно любили разнообразные растительные мотивы. На подносах часто изображали красочные букеты цветов. Наряду с этим помещались различные сюжетные картины. Художественные приемы, вырабатываемые в живописи по металлу, переносились в роспись и резьбу по дереву, по-прежнему остававшихся в числе наиболее распространенных на Урале народных промыслов.

Новой ветвью уральского искусства стало чугунное художественное литье. Чугунные архитектурные детали, отливаемые на уральских заводах, использовались и в местных постройках, и отправлялись в большом количестве в Москву и Петербург. Во второй половине XVIII в. предпринимаются попытки освоить производство чугунных статуй, бюстов. Одним из самых интересных произведений уральского литейного производства стали чугунные «готические» ворота, выполненные на казенном Каменском заводе для Царского Села.

XVIII столетие положило начало уральскому камнерезному искусству. Своим быстрым расцветом камнерезное дело во многом было обязано таким выдающимся мастерам, как И. И. Сусоров, И. К. Патрушев, М. Колмогоров, С. С. Ваганов. С именем И. И. Сусорова связано устройство Екатеринбургской гранильной фабрики, осуществленное после его поездки в 1750 г. в Петергоф, где уже существовала такая фабрика. По собственным чертежам и моделям он построил «камнерезные мельницы» (две в Екатеринбурге и одну на Северском заводе). Заведующим художественной частью на Екатеринбургской фабрике стал М. Колмогоров. Под руководством С. С. Ваганова и И. К. Патрушева в 1782 г. на фабрике началось изготовление первых уральских ваз из цветных камней. Первоначально уральские камнерезы использовали твердые породы (топазы, сердолик, горный хрусталь и пр.). В дальнейшем они больше работали с мрамором и различными красочными яшмами. Декоративные вазы, чаши, столешницы, созданные екатеринбургскими мастерами,— замечательные памятники камнерезного искусства русского классицизма.