История Урала Присоединение к России Зауралья и начало освоения русскими южных земель Начало заселения русскими Южного Урала и формирование яицкого казачества

Начало заселения русскими Южного Урала и формирование яицкого казачества

Ко второй половине XVI в. русские составляли значительную долю населения Урала, а в некоторых его районах даже стали численно преобладать. Наиболее активно продолжали осваиваться Вятская земля и Северное Прикамье. Вместе с тем постепенно происходило смещение русских не только на восток, но и на юг. Важное значение для развития этого процесса имело основание Ново-Никольской слободы (1591 г.), получившей позже статус города и название Оса, Сарапула (1596 г.), острога Мензелинска (1586 г.). В последней четверти XVI в. появляются первые русские населенные пункты на территории Башкирии по р. Белой: Уфа (1586 г.), с. Архангельское (с 1663 г. Бирск), Солеварный городок (с 1663 г. город Табынск). В XVI в. русские появляются и в бассейне р. Яик. Согласно преданию, между 1520 и 1530 гг. пришел на Яик, почти еще не освоенный в хозяйственном отношении, первый отряд казаков-поселенцев под началом Василия Гугни. Хотя сам Гугня, по всей вероятности, был с Дона, большая часть его товарищей представляла волжскую вольницу. Здесь, на богатой природными дарами реке, вдали от всякой власти, казаки надеялись создать свою общину по примеру тех, которые имелись к тому времени на Днепре и на Дону. Однако прежде им надо было преодолеть сопротивление ногайцев, считавших Яик своей собственностью и выстроивших в его устье город Сарайчик, ставший столицей Ногайской орды. Ногайцы вели себя враждебно по отношению к Руси, и вольным казачьим станицам на южных границах страны пришлось в полной мере на себе испытать их жестокость и коварство. Ситуация мало изменилась и после 1554 г., когда ногайский князь Исмаил принес присягу Ивану IV, признав себя его вассалом. В 1557 г. Исмаил вторично «шертовал» на верность русскому царю. Вместе с тем ногайцы не прекращали своих набегов на Русь, объединяясь нередко с крымцами. Они, например, приняли активное участие в походе крымских татар на Москву в 1571 г., когда столица была сожжена и многие, русские селения подверглись опустошительному разгрому. В отместку казаки в 1571 — 1572 гг. совершили налет на Сарайчик. Вообще они старались не оставлять без последствий антирусские действия ногайцев, нанося противнику довольно болезненные уколы. Ногайские мурзы боялись, что Москва может санкционировать и поддержать массовое выступление южных вольных казачьих станиц против них. Не случайно они писали Ивану IV: «Только государь велит де казакам у нас Волгу и Самару, и Яик отняти, и нам де на сем от казаков пропасти: улусы наши и жен, и детей поемлют».

Оружие XVII-XIX

Оружие XVII-XIX

Московское правительство охотно опиралось на помощь вольного казачества в реализации своих внешнеполитических задач, в том числе на юго-восточном направлении. Однако иногда казачья инициатива, по мнению Москвы, оказывалась чрезмерной, путала карты царской дипломатии. В 1578 г. несколько отрядов казаков, объединив свои силы, напали на Сарайчик и, овладев городом, сожгли его. Вслед за тем они нанесли еще несколько чувствительных ударов ногайскому князю Урусу. Реакция Москвы на эти действия оказалась негативной. Часть казаков, в них участвовавших, предпочла остаться на Яике, а против тех, кто вернулся на Волгу, из Казани были двинуты регулярные войска. По всему было видно, что русское правительство собирается навести порядок на Волге, покончив с анархизмом и «воровством» местного казачества. В это время многие казаки решили покинуть ставшие негостеприимными волжские берега: часть с Ермаком Тимофеевичем уходит на Каму, к Строгановым, другая — на Яик и Эмбу. Здесь появляется целый ряд временных казачьих поселений и несколько постоянных городков, в том числе один довольно крупный (600—700 чел. населения) в устье Яика. Где-то на рубеже XVI—XVII вв. возникает городок на р. Чаган, за которым закрепляется название «Яицкий» (будущий Уральск).

Яицкие казаки занимались рыболовством и, в меньшей степени, охотой, поддерживали родственные и экономические контакты с населением тех территорий, откуда они сами вышли. Они считали себя вольными людьми, не обязанными службой московскому правительству. Но вместе с тем яицкие казаки в полной мере ощущали свою неразрывную связь с русским народом, с русским Отечеством. Они говорили, что стоят на пограничной заставе, обеспечивая безопасность Руси с юго-востока.