История Урала Присоединение к России Зауралья и начало освоения русскими южных земель Документы и материалы № 2. Личность Ермака

№ 2. Личность Ермака

Овеяны легендами, полны загадок история похода казачьей дружины на Кашлык и личность самого предводителя. До сих пор не установлено подлинное имя Ермака. В источниках XVII—XVIII вв. он именуется Ермаком, Еремеем, Ермолаем, Германом, Ермилом, Василием, Тимофеем. Существуют разные версии биографии атамана. Наиболее подробные сведения на этот счет приводятся в рукописи «Сказание Сибирской земли», найденной пермским историком XIX в. А. А. Дмитриевым в одной из деревень Соликамского уезда. Установлено, что в руки Дмитриева попала копия памятника, созданного неизвестным автором в XVII в. «Дед его,— говорилось здесь о Ермаке,— был суздалец, посадский человек, жил в лишении, от хлебной скудости сошел в Владимир, именем его звали Афонасий Григорьевич Аленин». После смерти Афанасия дети его, Родион и Тимофей, «сошли на реку Чусовую», в вотчину Строгановых, где и «породи» своих сыновей: первый — Дмитрия и Луку, второй — Гаврилу, Фрола и Василия. Василий Тимофеевич Аленин и стал, как утверждалось в «Сказании», позднее знаменитым Ермаком: «И оной Василей был силен и велеречив, и остр, ходил у Строгановых на стругах в работе по рекам Каме и Волге, и от той работы принял смелость и, прибрав себе дружину малую, пошел от работы на разбой, и от них звашеся атаманом, прозван Ермаком».

В этом рассказе нет ничего необычного и легендарного — жизненная судьба героя и его предков была типичной для многих «молодших» людей русского средневековья. Стоит отметить также, что среди строгановских работников получило широкое распространение употребление кличек, прозвищ, вроде: Новик, Тусель-ник, Недорез, Пищальник, Муха Кузнец, Трубка Осо-сок, Осеридеревцо, Третьяк и пр. В числе строгановских дворовых людей источники XVI в. упоминают Ермака Морока и Ермака Езовщика.

Правда, некоторые факты находятся в противоречии с версией о чусовском происхождении Ермака Тимофеевича. Как отмечалось, Строгановы начали осваивать Пермь Великую только с 1558 г., а земли по р. Чусовой получили лишь в 1568 г. Ермаку же ко времени похода в Сибирь было не менее 40 лет, значит, родился он не позднее рубежа 30—40-х гг. XVI в. До сибирского похода он долгое время служил на южных рубежах России, в «диком поле» (успешно сочетая службу с грабежами судов на Волге). Один из сподвижников Ермака, например, в челобитной писал, что он 20 лет «полевал с Ермаком в поле». Кроме того, судя по летописным данным, относящимся к тому времени, когда волжские казаки уже находились в Перми Великой, Ермак не очень уверенно ориентировался на местных реках: плывя по Чусовой, «обмишенился» и свернул в Сылву, приняв ее за продолжение Чусовой. Вряд ли этого можно было ожидать от человека, который на Чусовой родился и вырос.

Если признать достоверным сообщение об уходе Родиона и Тимофея Алениных к Строгановым, то скорее речь должна идти не о Перми Великой, а о сольвыче-годской вотчине. Показательно утверждение Летописца старых лет о том, что именно здесь, на Двине, в с. Бо-рок и родился Ермак Тимофеевич. Некоторые авторы считали родиной Ермака донскую станицу Качалинскую; существует также версия о происхождении знаменитого атамана из Тотемского уезда. Однако трудно предположить, чтобы Строгановы решились пригласить к себе на службу атамана волжской вольницы, прославившейся «разбоями» (казаки нападали на караваны судов с грузами, принадлежавшими русским и иностранным купцам, случалось, «шарпали» и царскую казну — почти вся средняя и нижняя Волга находилась под их контролем), если бы не знали его раньше.

Был Ермак Тимофеевич человеком отважным, недюжинного природного ума, железной воли, умелым воином, натурой свободолюбивой и жадной до знаний. Тобольский сын боярский, ученый-самородок С. У. Ремезов, живший в XVII в., на основе преданий, бытовавших в служилой среде, восстановил облик Ермака: «Бе бо вельми мужествен и разумен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою и власы прикудряв, возраст средний и плоек, плечист». Он быстро сумел завоевать необычайную популярность и авторитет среди волжских казаков.

См.: Миненко Н. Л. История Урала XIV — первой половины XIX в. Екатеринбург, 1996, с. 49—53. (Рукопись)