История Урала Продвижение русских на Урал в XI — середине XVI в Продвижение русских в Зауралье

Продвижение русских в Зауралье

Новгородцы в Зауралье

Уже в новгородский период русскиепроникают и за Урал, привлеченные сюда слухами о несметных пушных богатствах «полунощных стран». Первые предприимчивые искатели «мягкого золота» появились в Зауралье не позднее XI в. С XII столетия Новгородское государство начинает снаряжать по следам промысловиков военные экспедиции для сбора дани с зауральской «югры».
Самый успешный поход за Каменный Пояс новгородцы совершили в 1364 г. Руководили им воеводы Александр Абакумович и Степан Ляпа. Дойдя до Оби, войско разделилось на две части; одни пошли «на верх Оби», другие — к низовьям реки «до моря». Тогда же новгородцами были основаны за Уралом первые русские городки, в том числе Ляпинский городок, названный по имени одного из воевод. Не все историки признают достоверность последнего факта, но археологические материалы подтверждают, что в XIV в. к востоку от Урала уже были русские поселения.
Еще в дорусский период начался процесс перемещения манси с западного склона Урала на восточный (хотя широкие масштабы этот процесс приобрел с начала массового переселения на Урал крестьян из Поморья). Видимо, его надо связывать с миграцией на восток коми-зырян и коми-пермяков, постепенно вытеснявших «вогуличей» с насиженных мест. Известно, что к тому времени, когда первые новгородцы проникли за Каменный Пояс, коми уже имели здесь свои укрепленные поселения.

Пелымское княжество

За счет притока из Приуралья иассимиляции местного остяцкого населения число манси за Уралом быстро росло. К XV в. манси, жившие по рекам Конде, Пелыму, нижнему течению Сосьвы, объединились в сильное Пелымское княжество, центр которого находился у слияния Пелыма с Тавдой; здесь стоял городок, служивший резиденцией пелымских князей. Население княжества издавна подвергалось сильному влиянию со стороны соседей-тюрков. Показательно, что «лучшим людям» в Пелымском княжестве присваивалось название «мурз»; распространенными в среде местных манси оказывались и тюркские имена. Наряду с «лучшими людьми» выделялись «черные ясачные люди», которые платили в пользу первых ясак — это свидетельствует о далеко зашедшем социальном неравенстве мансийского общества.
Пелымский городок был не только административным, но и религиозным центром княжества. Близ него находилась священная лиственница («лествица»), пользовавшаяся глубоким почитанием манси-язычников; около нее регулярно устраивались праздники жертвоприношения. Недалеко располагалось большое языческое святилище с главной кумирней (содержавшей идолов, «в подобие человеческое иссеченных») и малыми кумирница-ми, помещавшимися на высоких столбах (с грубо вырезанными на капителях подобиями человеческих лиц); в малых кумирницах хранились орудия для убоя жертвенного скота, копья, стрелы и проч. В окрестностях Пелымского городка в так называемых Черных юртах хранилось священное копье — еще одна из известных языческих святынь.
В качестве самостоятельных уделов в состав Пелымского княжества входили Кондинское княжество и Табаринская волость. Столицей Кондин-ского княжества был укрепленный Кондинский городок (Картауж). Правившая здесь династия находилась в родстве с пелымскими князьями. В Та-баринской волости должность князя считалась выборной — выбирали «лучшие люди» из своей среды. Во внутренней политике табаринские и кондинские князья были вполне самостоятельными, внешние же сношения определялись пелымскими правителями. Объединенное войско «государства Пелымского» (под таким названием Пелымское княжество фигурировало в русских документах) представляло собой весьма грозную силу, с которой приходилось считаться всем, кто претендовал на Зауралье, в том числе Москве.

 

Кодcков княжество

Свои государственные образования имели и ханты. Среди этих образований выделялось Кодское княжество на Оби. Правитель его — главный князь — имел резиденцию в окруженном крепостью Кодcком городке. Ему подчинялись князцы, возглавлявшие территориальные уделы. В русских документах последней четверти XV в. упоминается целый ряд «кодских» князей и стоявший над ними «большой князь» Молдан.

Обдорское княжество

На севере, в самых низовьях Оби, располагалось Обдорское княжество с центром в Пулноват-Ваше (Носовом городке). Обдорские ханты соседствовали с кочевыми самоедами-ненцами.

Ляпинское княжество

В бассейне Куновата, Сосьвы и еепритока Ляпина образовалось Ляпинское княжество. Здесь существовало несколько древних хантыйских городков: Ку-новатский, Ляпинский, Юильский, Березовый, Мункос, Илчма. На территории Ляпинского княжества жили и манси, переселившиеся из-за Урала. Со временем, уже в русский период, по Сосьве и Ляпину манси частью ассимилировали хантов, частью вытеснили к востоку. Некоторые исследователи полагают, что этот процесс завершился к XVII в., другие — с большим основанием — считают в данном случае рубежом первую половину XVIII столетия.

 

Расселение народностей и племен Урала в IX—XV вв. Историко-этнографическая карта

Расселение народностей и племен Урала в IX—XV вв. Историко-этнографическая карта

 

Продвижение Москвы в Зауралье

Москва начинает активное наступление на зауральскую Югру в 1465 г., когда по распоряжению Ивана III московская  рать во главе с устюжским воеводой Василием Скрябой совершила поход на восточный склон Урала. Ратники захватили в плен и привезли в Москву двух югорских князей — Калпака и Течика. Пленники принесли Ивану III присягу в верности и обязались платить ему дань, после чего были отпущены на родину. Однако, как показало ближайшее будущее, Югра не собиралась на деле признавать власть Москвы. Особенно непримиримо вели себя пелымские князья. Регулярными становятся их набеги на русские приуральские владения. Наибольшей воинственностью отличался князь Асыка, ставший, по выражению Н. М. Карамзина, «ужасом Пермской области», не единожды им опустошаемой. Во время одного из набегов, в 1481 г., когда погиб великопермский правитель Михаил, Асыка сжег до основания городок Покчу, разорил местные погосты. Урон, нанесенный Пермской земле, был столь значителен, что Москве пришлось временно отказаться от задуманной переписи населения.
В 1483 г. состоялся ответный поход русских войск в Зауралье. Ратники перешли через Уральский хребет в верховьях Печоры или Вишеры, затем спустились по рекам Лозьве и Тавде до устья Пелыма, где и произошло главное сражение с пелымскими манси во главе с сыном Асыки Юмшаном. Пелымцы были наголову разбиты. Победители отправились по реке Тавде, затем по Иртышу, вошли в Обь, где пленили «большого» код-ского князя Молдана и еще двух югорских князей, и через пять месяцев возвратились в Устюг. Пленников отправили в Москву. В следующем году правители Кодского княжества через посредничество пермского епископа Филофея ходатайствовали перед русскими властями об освобождении Молдана и его товарищей. При этом они обещали признать себя вассалами Москвы («князю великому правити во всем») и впредь «лиха не мыслити, ни силы не чинити над пермскими людьми».
Москва решила, что она прочно укрепила свои позиции в Зауралье. Уже в 1484 г. московский государь дополнил свой титул и стал именовать себя еще и «великим князем Югорским». Однако правители югорских княжеств, как показало ближайшее будущее, не относились серьезно к принятым на себя обязательствам. В 1499 г. Иван III вынужден был снарядить новую военную экспедицию за Урал, поручив руководство князю Семену Курбскому, Петру Ушатому и Василию Гаврилову Бражнику. Поход состоялся зимой. Отряды ратников из разных городов прибыли на лыжах на р. Печору. «Щелью» перевалили Уральские горы и отправились «воевать» хантыйские и мансийские городки. Местные князья вынуждены были подтвердить прежние обещания и в присутствии представителей Москвы привели своих подданных «к целованию по их вере за князя великого». В числе тех, кто участвовал в церемонии «шерто-вания» на верность принимаемому за своего сюзерена московскому государю, находились правители Обдорского и Кондинского (входившего в состав Пелымского) княжеств. Именно поэтому с начала XVI столетия московский государь стал именоваться, помимо прочего, князем Обдорским и Кондинским.
Однако и после описываемых событий отношений прочного подданства у зауральской Югры с Москвой не сложилось. В немалой степени это объяснялось сильным влиянием на политику хантыйских и мансийских князей их южных соседей — сибирских татар, потомков тюркизированного обско-угорского населения, проживавшего на границе леса и лесостепи.

Сибирские татары

Уже в XIV в. у сибирских татар зарождается государственность.   Раннее татарское политическое объединение занимало среднее течение р. Тобола и междуречье его притоков — Туры и Тавды и называлось Тюменским ханством. Центром его был городок Чимги-Тура. Первое время Тюменское ханство возглавляли ставленники золотоордынских ханов. В дальнейшем власть здесь переходит к представителям местной знати из Тайбугина рода. Однако удержаться надолго в Чимги-Туре им не удалось. Правителем Тюменского государства становится «шейбанид» (один из потомков брата Батыя Шей-бани-хана) Ибак, изгнавший местного хана при содействии ногайских мурз. При Ибаке территория ханства выросла за счет присоединенных степных районов по Тоболу.
По татарским преданиям, около 1495 г. сам Ибак был убит «тайбугином» Махметом. Именно Махмет стал создателем нового татарского государства — Сибирского ханства, объединив улусы по Тоболу и Среднему Иртышу. Столицей Сибирского ханства стал городок Сибирь, или Кашлык, расположенный на берегу Иртыша (вблизи современного Тобольска).
Махмету удалось отнять у наследников Ибака значительную часть земель, а в первом десятилетии XVI в. Тюменское ханство вообще перестало существовать, полностью войдя в состав нового Сибирского государства.
Правители татарских ханств не могли приветствовать шагов Москвы по укреплению своих позиций в Зауралье, поскольку видели в хантах и манси собственных потенциальных подданных. Они не только подогревали антирусские настроения части угорской знати (прежде всего пелым-ских князей), но и сами организовывали набеги на приуральские владения России. В 1506 г. последний тюменский правитель Кулук-салтан с большим отрядом татар осадил Чердынь, «землю нижнюю воевал всю... и в Усолье Камском варен-цы пожег, цырны разорив, а пермяков и русаков вывел и посек». Опустошительные последствия имели и вторжения в Пермскую землю ратей, направляемых сибирскими ханами. В летописи упоминается поход сибирских татар на Пермь Великую в 1547 г., когда они «погосты пожгли», а заставу чердынскую русаков и пермяков побили».
Уже при Махмете часть хантыйских и мансийских княжеств попала в зависимость от Кашлыка. Преемники первого сибирского хана продолжили его политику по собиранию зауральских земель. В Москве понимали опасность появления за Каменным Поясом нового сильного противника. Как понимали и то, что исход противоборства с последним во многом зависит от ситуации в Поволжье — Казанское ханство, являвшееся в политическом отношении преемником Золотой Орды, наглухо закрывало для русских более удобные южные пути за Урал. Задача разгрома Казанского ханства во многом облегчалась развернувшимся освободительным движением марийцев, чувашей, мордвы, башкир, южных удмуртов, не желавших более находиться под татарским владычеством.