История Урала Урал в первой половине XIX века Документы и материалы Тернистый путь постройки первых паровых машин

Тернистый путь постройки первых паровых машин

Одними из известных технических умельцев Урала явились отец и сын Черепановы, которые с большим успехом отдавали все свои силы любимому делу – строительству паровой техники.

Ефим Черепанов был приписан к Выйскому заводу, на котором он и познакомился с различными процессами производства. Юный мастер оказался настолько талантливым, что через некоторое время стал главным механиком всех заводов, которые тогда существовали в Нижнем Тагиле, а его сын Мирон стал его учеником. Мирон ничуть не уступал отцу по своим способностям и принял участие в создании их первой паровой машины, а после смерти отца продолжил его дело.

Тагильские умельцы смогли построить более двух десятков паровых машин, которые предназначались для выполнения самых различных работ – промывки золота, подъема руды, столярного дела. Все эти машины имели мощность до шестидесяти лошадиных сил и создавались с целью облегчения непростого труда рабочих.

Самым известным их изобретением стал первый русский паровоз, который был назван в местном журнале «сухопутным пароходом». Это чудо техники передвигалось по рельсам длиною в четыреста сажен (примерно восемьсот метров) и могло одновременно перевезти около двухсот пудов груза (порядка трех тонн).

Черепановы отнюдь не остановились на этом изобретении и увеличили грузоподъемность второго своего паровоза в пять раз, а также построили чугунную дорогу, которая позволяла перевозить груз от Медного рудника до Выйского завода.

Однако работать им было совсем не просто. В те далекие времена девятнадцатого века не было той свободы, которой располагают современные люди. Это сегодня на защиту наших прав придет Мировой суд нашего района, страховая компания Согласие или Союз по защите прав потребителей. Тогда же даже талантливый мастер был обычным крепостным работником. И даже вольные, которые отец и сын получили в честь своих заслуг в механическом деле, не принесли слишком большого облегчения положению их семей или свободы их творчеству. Они по-прежнему оставались зажаты в узкие рамки различных требований и запретов.

Впрочем, такое положение дел объяснить достаточно легко, ведь та же самая картина наблюдается и сегодня. Успех таких известных организаций, как фабрика Рот-фронт, страховая компания Чартис или производитель КАМАЗ во многом определяется талантливыми управляющими, которые умеют вовремя разглядеть способности в других людях. Если же управляющий откровенно говоря бездарен, то способности других будут резать ему глаза.

Многие заводы в те времена находились под управлением людей, не отличающихся особыми талантами. Поэтому открытия Черепановых часто натыкались не только на равнодушие владельцев заводов, но и на всевозможные интриги. Более того, несмотря на явные успехи Черепановых в строительстве паровой техники, владельцы предприятий предпочитали закупать паровозы за рубежом.

Тем не менее, труды уральских мастеров не прошли бесследно и оказали существенное влияние на дальнейшее развитие техники в России.