История Урала Урал в составе Московского государства. XVII в. Документы и материалы № 4. Историк А. А. Преображенский о событиях 1670-1672 гг. на Урале

№ 4. Историк А. А. Преображенский о событиях 1670-1672 гг. на Урале

Надо полагать, население поморских уездов воспользовалось некоторым замешательством властей в связи с восстанием С. Т. Разина, и переселение в Сибирь, зачастую недозволенное администрацией, приобрело весьма широкий размах именно в это время. Однако правительство поспешило предупредить это массовое движение в Сибирь, тем более что после поражения под Симбирском рассеявшиеся отряды восставших могли уйти на Урал и далее, что и само по себе было опасным. Не удивительно, что за пропуск беглых в Сибирь Москва грозила местным блюстителям порядка жестоким наказанием вплоть до смертной казни.

«Опасные» (т. е. предупредительные) грамоты были отправлены еще осенью 1670 г. в Чердынь и Соль Камскую. В них правительство предупреждало воевод и подьячих, «чтоб они ни на какие воровские промыслы вора Стеньки Разина с товарыщи не прелыцалися, и против стоять и биться мужественно, и городов не здавать, и всяким ратным и жилецким людем говорить, чтоб они воевод и всяких приказных людей не выдавали». Насколько встревожены были в Москве, свидетельствует и то, что аналогичные грамоты были посланы «за государевою вислою красною печатью» в низшие звенья управленческого аппарата — в земские избы, чтобы те довели их содержание до сведения «жилецких людей» и «уездных».
И эта предосторожность была отнюдь не напрасной. По словам отписки Соликамского воеводы Ивана Монастырева, атаман И. Иванов хотел в Соли Камской «жить до весны, а иных воров, товарищев своих, для всякой воровской прелести хотел оставить на Вятке и на Вятке город и городовые крепости, и ружье высмотрить», чтобы там и в Соли Камской исподволь готовить восстание («меж християны хотели воровские всякие прелести чинить»). Оставшиеся в живых повстанцы из отряда И. Иванова должны были к весне 1671 г. собраться в Вятку и Соль Камскую и присоединиться к восстанию. Замысел заключался также в том, чтобы, «прибрав людей», в ходе выступления расправиться с местными воеводами, подьячими, приказными и «лутчими» посадскими людьми, разграбить их «животы» и двинуться «к Стеньке Разину на низ Камою рекою».

Глухие известия сохранились от того же лета 1672 г. о заметном волнении крестьян Белослудской слободы, направленном против приказчика. Потребовалось вмешательство властей, результатом которого было публичное наказание зачинщиков выступления батогами.

См.: Преображенский А. А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI — начале XVIII века. М., 1972, с. 327—331, 333—338.