История Урала Урал во второй половине XIX века Экономика

Экономика

Экономика

Промышленностъ

Со времен Петра I Урал являлсяглавным поставщиком в России черных и цветных металлов. В 1860 г. здесь было произведено 71 % всего чугуна, 89 % меди, более 20 % золота, вся платина. Значительной оставалась роль Урала в оборонной промышленности — выпуск артиллерийских орудий, снарядов, ружей, холодного оружия, якорей. Кроме этих отраслей в крае получили развитие суконная, кожевенная, винокуренная, писчебумажная промышленность, добыча соли, многочисленные промыслы.

Развитие горнозаводской промышленности Урала после 1861 г. проходило в сложных условиях. Сохранившаяся монополия заводчиков на землю и недра обеспечивала им достаточно высокие прибыли, и они мало заботились о совершенствовании производства. Монополия заводчиков затрудняла и приток капиталов в регион, а это тормозило развитие промышленности.

Важнейшую задачу расширения индустриальной зоны Урала решили акционерные общества. В 1883 г. на Западном Урале Камским акционерным обществом был пущен Чусовской металлургический завод, располагавшийся на пересечении железных дорог Пермь — Екатеринбург — Тюмень и Чусовая — Березники. На севере вновь образованное Богословское акционерное общество построило Надеждинский (ныне Серовский) завод, в то время самый крупный и технически передовой на Урале.

Происходили изменения в металлургической промышленности. В доменном производстве уральских заводов расширилось применение горячего дутья, распространился мартеновский способ получения стали, шире применялись паровые и гидротурбины, паровые молоты и прокатные станы, каменный уголь и торф.

И все же новый металлургический центр страны — Донбасс — развивался качественно быстрей. За 1870—1899 гг. выплавка чугуна на Урале увеличилась в 3,5 раза, в Донбассе — в 306 раз (!).
Медеплавильная промышленность переживала глубокий кризис, который сказался на резком сокращении заводов. В 1860 г. их насчитывалось 27, в 1900 г.— 5. Причинами кризиса явилась нехватка средств, техническая отсталость предприятий, оскудение рудников вследствие варварских методов эксплуатации месторождений.

В 1899 г. по заданию министра финансов С. Ю. Витте на Урал была направлена группа ученых и инженеров во главе с Д. И. Менделеевым. Перед ними была поставлена задача  наметить меры по развитию уральской металлургии. Комиссия прежде всего сочла необходимым расширить деятельность акционерных обществ и увеличить объемы железнодорожного строительства. Железные дороги должны были связать различные части индустриального Урала, а Урал с лесными богатствами Тобольского севера и коксующимися углями Сибири и Казахстана. Д. И. Менделеев считал необходимым при переходе на коксовый метод сохранить значительный объем древесно-угольного производства металла как уникальное достояние уральской индустрии.

Каменский завод (г.  Каменск-Уральский)
Каменский завод (г. Каменск-Уральский)

На Урале в конце XIX в. доля угля, нефти, торфа составляла всего 3,7 % использованного в горнозаводской промышленности топлива, 96,3 % его приходилось на дрова.

Вид Тагила. Нижне-Тагильский завод Демидовых.
Вид Тагила. Нижне-Тагильский завод Демидовых.

Горнозаводская промышленность Урала давала золото, платину, соль. Добыча золота велась в 16 частных и казенных округах. Ею занимались промышленные предприятия и небольшие артели старателей. Устав золотопромышленности 1870 г. отменил сословные ограничения, чем способствовал росту частного предпринимательства. В прибыльную отрасль хлынул отечественный и иностранный капитал. В 70-е гг. в аренду частным компаниям были переданы крупнейшие Березовское и Миасское месторождения. Все это создало предпосылки роста золотодобычи на Урале с 321 пуда в 1860 г. до 642 пудов в 1890 г. Однако в 90-е гг. она значительно снизилась вследствие прежде всего истощения россыпных месторождений. Освоение рудных коренных было связано с большими затратами, поэтому уменьшилось число мелких предприятий, число крупных осталось практически неизменным, но значительно возросла их доля в общей добыче золота. С 90-х гг. в отрасли начался переход на промышленную основу, что меняло сам ее облик, так как «коренные месторождения... требуют больше знания и капитала, чем случайного счастья». На Березовских, Миасских месторождениях были механизированы водоотлив, сортировка и промывка. Однако в целом преобладал ручной труд.

Во второй половине века Урал давал около 95 % мировой добычи платины. Большая ее часть скупалась одной из английских фирм, длительное время диктовавшей цены на одну из основных статей русского экспорта. С постройкой в 70-х гг. в Петербурге аффинажных заводов цена обработанной русской платины за рубежом значительно возросла. Это способствовало увеличению ее добычи на Урале.

В сложных условиях происходила перестройка старейшей отрасли горной промышленности Урала — соляной. Все более острой становилась проблема перехода на минеральное топливо. Механическое бурение стало распространяться только в 70—80-е гг. Высокой была доля устаревшего оборудования. На переустройство отрасли не хватало средств. Неблагоприятной для Урала становилась ситуация на соляном рынке страны. С конца 50-х гг. все большую роль начинала играть самосадочная соль озер Эльтон и Баскунчак. С 80-х гг. быстро росла добыча каменной соли в Донбассе, занявшая первенствующее положение в соляной промышленности страны. Удельный вес пермской соли быстро падал, ее сбыт встречал все большие затруднения.

Машиностроительные заводы возникали преимущественно в городах и промышленных районах. Они производили горное и металлургическое оборудование, запчасти, двигатели, водоотливные установки и другие. Наиболее крупными были заводы Ятеса, братьев Коробейниковых и братьев Береновых в Екатеринбурге, братьев Каменских в Перми и др. Росли предприятия текстильной промышленности, кожевенной, мукомольной. Несмотря на трудности, развивались мелкие промыслы — металлообрабатывающие, кустарное производство сельхозмашин, сапожные, вязание пуховых платков («оренбургский пуховой платок»!) и др.

Экологическая обстановка

Все более явственными становились отрицательные    экологические    последствия хозяйственного развития Урала. Окрестности металлургических заводов были изрыты, леса вокруг них вырублены. Д. Н. Мамин-Сибиряк писал: «...лесной вопрос для Урала являлся самым больным, леса везде истреблены самым хищническим образом». Это вело к обмелению ручьев, мелких речек, понижению уровня воды в заводских прудах. Рациональное использование лесных ресурсов было налажено только в немногих округах.

Неблагоприятной становилась санитарная обстановка заводских поселков, заводов, рудников, приисков. Поселки располагались в речных долинах, дым и газ металлургических заводов, углеоб-жигающих печей загрязняли воздух. Опасными для людей становились заводские пруды, отравленные промышленными стоками.

Транспорт

В 60—70-х гг. XIX в. на Урале имелись лишь гужевые и речные пути сообщения. Из гужевых важнейшим оставался Московско-Сибирский тракт. Водными путями служили реки Волго-Камского бассейна, прежде всего Чусовая и Белая. Весной, по «высокой воде» по ним осуществлялся сплав караванов с продукцией заводов, созданной за зиму. Множество барок ежегодно разбивались о береговые скалы-«бойцы». В 70-е гг. наиболее опасные скалы и пороги были взорваны. Но это не исключало главного недостатка водного транспорта — сезонности. Создание современных транспортных средств в условиях развивающейся промышленности стало настоятельной необходимостью.

В 1870 г. был утвержден проект железной дороги, которая была введена в эксплуатацию в 1878 г. и получила название Горнозаводской. Она прошла через Пермь — Кушву — Нижний Тагил — Екатебург, соединив ведущие горнозаводские округа. Затем были сооружены линии Екатеринбург — Тюмень, Оренбург — Самара, Самара — Златоуст. С вводом в строй в 1896 г. ветки Челябинск — Екатеринбург связь с центром получили заводы и Среднего Урала.

К концу XIXв. оторванность Урала от рынков сбыта была преодолена. Но железными дорогами перевозилось всего 20 % грузов.

Вокзал Пермской железной дороги в Екатеринбурге
Вокзал Пермской железной дороги в Екатеринбурге

Торговля

В торговле по-прежнему большую роль играли ярмарки, число которых в крае возросло в 6,3 раза, а объем продаж в 1,3 раза. Они имелись в каждом уезде. Крупнейшими ярмарками были Ирбитская в Пермской губернии, Мензелинская в Уфимской, Котельническая в Вятской и др. На Ирбитской ярмарке, имевшей всероссийское значение, преобладали сельскохозяйственные и промышленные товары. Она была главным пушным рынком России. Из азиатских стран сюда привозили чай, хлопок, фрукты.

За 1860—1890 гг. торговый оборот на Урале вырос в 2,8 раза. При этом к концу века объем стационарной торговли резко вырос и в 5 раз превысил торговые обороты ярмарок.

Развитие экономики повысило роль Урала в общероссийской и внешней торговле. С Урала вывозилось значительное количество металла, соли, леса, хлеба. Оренбург занимал главное место в торговле России с Казахстаном и Средней Азией. Екатеринбург стал важным центром транзитной торговли между европейской и азиатской Россией. Челябинск превратился в один из крупнейших железнодорожных узлов страны, в нем пересекались Уральская и Сибирская магистрали.

Сельское хозяйство

Заметной стала специализация сельского хозяйства: юг Урала стал районом торгового зернового земледелия, северо-запад — производства технических культур — льна и конопли. Выросли размеры пашни, урожайность и сбор хлеба, применение усовершенствованных земледельческих орудий и машин.

После земледелия важнейшей отраслью было животноводство, у башкир и казаков оно долгое время стояло на первом месте. Животноводство давало сырье для пищевой, кожевенной, суконной и других отраслей промышленности. Скот, в основном, был местных пород: русской, башкирской, киргизской — небольшой ростом, крепкий, выносливый, неприхотливый.

Усилилось имущественное расслоение крестьянства. Выросли аренда земли зажиточными крестьянами и найм ими рабочей силы. И в то же время увеличилось число тех крестьян, которые не могли прожить «с земли». Это вело к росту их занятий различными подсобными ремеслами и отхода в город на заработки. Отход крестьян в город значительно превысил средний показатель по Европейской России.