История Урала Урал в первой половине XIX века Быт населения

Быт населения

Жилища

В первой половине XIX в. заметно меняется внешний облик уральских поселений. Не только в городах и заводских поселках, но и во многих крупных селах и деревнях стала преобладать разбивка на улицы и кварталы. Новые дома строились в соответствии с планом, на участках, отводимых местным начальством. Вытеснение архаических форм застройки — беспорядочной (свободной) и рядовой (вдоль рек и дорог) — быстрее происходило в экономически наиболее развитых районах. Дома по-прежнему возводились в составе усадеб с хозяйственными постройками и участками огородов. В южных уездах усадьбы были с открытыми дворами, в северных и центральных — по большей части с крытыми. Соотношение в целом менялось в сторону увеличения доли открытых дворов.

Происходило дальнейшее вытеснение черных изб белыми. В Чердынском уезде даже к 80-м гг. столетия курные избы составляли 15 % всего жилого фонда. Яркое описание курной избы дал В. Г. Короленко, оказавшийся в ссылке в дер. Березовские Починки в одном из самых северных уездов Вятской губернии.  Все местные крестьяне жили в таких избах. «Знаете, что значит курная изба? — пишет Короленко.— Это изба без трубы; дым, как затопят, «пыхает» прямо в избу и наполняет ее от потолка до пола. Чтобы была возможность дышать, отворяют волоковое оконце, но этого мало. Еще открывается дверь, и тогда морозный воздух выбивает дым на уровень головы,  и он стоит вверху резко ограниченною пеленою.  Если подняться во весь рост,— голова в дыму. Таким образом устанавливается своего рода равновесие: голове жарко, зато ноги стынут от 30—40-градусного мороза. Это продолжается около 3/4 часа, после чего двери закрываются...». К середине XIX в. черные избы сохранялись преимущественно в глухих местах, в основном на северо-западе. В других районах они встречались редко.

Изменения в интерьере жилища не были слишком заметными. В избе почти четверть жилого пространства традиционно занимала огромная русская печь, глинобитная или кирпичная, возвышавшаяся в углу, направо или налево от входа. Более разнообразной стала мебель. Даже в крестьянских домах привычными были теперь стулья, табуреты, шкафы, кровати. Многие сельские и городские жители специализировались на изготовлении мебели. Особое развитие мебельное производство получает в Вятской губернии.

Предметы домашнего обихода  крестьян XIX в.
Предметы домашнего обихода крестьян XIX в.

Отмеченные новые черты в интерьере и конструкции жилища наблюдались и у тех уральских народов (или отдельных групп этих народов)   материальный быт которых имел много сходства с бытом русских. Правда, проявлялись они с меньшей интенсивностью и некоторым запозданием. При этом русская домостроительная техника продолжала распространяться в среде манси, хантов, марийцев, удмуртов, татар и башкир. Известный фольклорист Н. Е. Ончуков, побывавший у манси, живущих на Вишере, так отзывался о их жилище: «Изба обыкновенная, с иконами, столом в переднем углу, с лавками по стенам и всей прочей совершенно русской крестьянской обстановкой».

ожаная обувь и берестяная  утварь жителей Прикамья XIX в.
Кожаная обувь и берестяная утварь жителей Прикамья XIX в.

У марийцев Среднего Урала в домах от старого сохранялись, как правило, только две детали: окно на «кухне» (в кутном секторе) в стене под потолком и котел, «вмазанный» возле устья печи. Те из марийцев и удмуртов, кто жил на землях башкир, в быту испытывали сильное влияние последних. Они заимствовали многое из внутренней обстановки башкирского жилища. Значительную часть жилого помещения занимали нары, которые делались на высоте 10—11 вершков от пола во всю длину комнаты. Нары являлись обязательной и универсальной принадлежностью жилища тюркских народов. На них отдыхали, работали, держали сундучки с постельными принадлежностями.

Вместе с тем в домах зажиточных башкир и татар, живших на Среднем Урале, преобладающим становился русский вариант внутренней планировки: появились, как и в русских избах, полати над входом, западни для входа в поклет, лавки и полки вдоль стен. Имелись у них также кровати, стулья, столы, шкафы. Нары сохранялись дольше в отдаленных селениях и семьях бедняков.

Русская домостроительная техника продолжала распространяться в среде коренных народов Урала.

Одежда

Одежда народов Урала сохраняла этническое своеобразие в большей степени, чем жилище. От русских в обиход мужчин-марийцев вошли штаны с широким шагом, рубахи-косоворотки, шубы с отрезной талией, темные кафтаны без отделки. Продолжался процесс сближения с русским костюма мужчин-коми, хантов, манси, удмуртов. Вообще мужская одежда включала больше заимствований, чем женская, причем процесс заимствований сохранял многосторонний характер. При этом переход на преимущественное ношение «чужой» одежды был характерен только для ассимилированных групп населения — для обруселых хантов и манси, обашкирившихся удмуртов и марийцев. Одежда башкир и татар менее других оставалась подверженной изменениям; взаимообмена в одежде у этих народов с русскими по-прежнему не наблюдалось.

Русское население в одежде в большинстве своем тоже оказывалось верным традиции. У женщин-крестьянок преобладал комплект с сарафаном. При безусловном господстве в быту заводского женского населения сарафанного комплекса немалая часть его начинает отдавать предпочтение новым формам одежды: парочке (юбка с кофтой) и платью, из верхней одежды — пальто, из головных уборов — наколке, шали, косынке; из обуви — башмакам. Жены и дочери заводских служителей, как и городской верхушки, выглядели, по словам очевидцев, «настоящими барынями». Мужья их носили сюртуки, жилеты, манишки, шинели и другую «общую европейскую одежду». Мужчины-рабочие ходили в суконных кафтанах, красных «александрийских» рубахах, сапогах со складками и сафьяновой оторочкой. Вместо крестьянских валяных колпаков на головах у них были круглые шляпы и фуражки.

Пища

Обычная пища у русских состояла из ржаного хлеба, щей, каши, капусты, редьки и свеклы. Собирали и широко использовали в пищу грибы и ягоды, в скоромные дни на стол подавались и мясные блюда. Традиционными блюдами для Урала были пельмени (от коми-пермяцкого «пельнянь» — хлебное ухо). Их делали мясными, грибными и рыбными. В первой половине века в крае распространяется картофель. Первоначально местное население отнеслось к нему враждебно. Однако вскоре его стали использовать для приготовления самых различных блюд. Массовым стало чаепитие.

Праздники и развлечения

Особым разнообразием отличался праздничный стол. На Урале, как и по всей России, умели весело отмечать календарные, храмовые, семейные праздники, любили ездить в гости и принимать гостей. К празднику наваривалось несколько бочонков разных родов пива: хмельного, постного, с душицей, со смородиновым листом и пр., делался запас вина, приготовлялись пироги с разнообразной начинкой, блины, оладьи, разные похлебки из мяса, жаркое (из говядины, баранины, молодой свинины и птицы), холодцы нескольких видов, сырники и пр.— до двадцати и более «перемен». Десертом чаще служили пряники, орехи, изюм, ягоды, варенные в сладком сусле.

Отдыхом и развлечением для молодежи были вечерки, супрядки, капустки. Вечерки устраивали обычно зимой, от Рождества до масленицы. Девушки собирались в доме, приносили с собой пряжу, шитье, вышивки, позже в дом приходили парни, начинались песни, игры, устраивалось нехитрое угощение.

Праздники играли важную роль в сближении народов, поскольку в праздничное общение нередко втягивались люди разных национальностей. Запретов на участие в нем по этническому признаку (как и по сословному, территориальному и пр.) не существовало.

Трудовое обучение

Детей с раннего возраста приучали к труду. Уже в 5 — 6 лет мальчики ездили верхом, гоняя лошадей на водопой, в 8 — управляли лошадьми при вспашке и бороньбе. К 14 годам они уже хорошо владели топором, косой, серпом, молотили хлеб, могли пахать. Девочки с 6 лет пряли пряжу, пасли цыплят, с 10 лет шили одежду и жали хлеб, домовничали и нянчили своих младших братьев и сестер. В заводских поселках мальчиков в возрасте 10—12 лет посылали на разборку руд, а дальше их ждали работы на заводе.

Старообрядцы

Большое влияние на жизнь Урала оказывало старообрядчество.  Многочисленные его секты в начале XIX века объединились в «часовенное согласие», ставшее основным течением уральского раскола. Старообрядчество способствовало сохранению в быту населения элементов старой русской культуры. Для борьбы с распространением раскола в крае организовывался розыск староверов, а в 30—40-е гг. образовывались специальные учреждения — миссии и секретные комитеты.