№ 3. Историк Л. Н. Гумилев о политике русских в Зауралье и Сибире после их присоединения к России
Русские переселенцы и администрация в массе своей легко устанавливали плодотворные контакты с народами Сибири и Дальнего Востока. Недаром противодействие миграции русских было столь ничтожно. Конфликты с русскими, если они и возникали на первых порах, как, например, у бурят или якутов, быстро улаживались и не имели тяжелых последствий в виде национальной розни. Единственным практическим следствием русского присутствия для аборигенов стал «ясак» (уплата одного-двух соболей в год), который инородцы воспринимали как подарок, дань вежливости «белому царю». При огромных пушных ресурсах Сибири дань была ничтожна, а, попав в списки «ясашных» инородцев, местный житель получал от центрального правительства твердые гарантии защиты жизни и имущества. Никакой воевода не имел права казнить «ясашного» инородца: при любых преступлениях дело посылалось на рассмотрение в Москву, а Москва смертных приговоров аборигенам никогда не утверждала...
В целом, с установлением власти московского царя образ жизни местного населения Сибири никак не изменился, потому что никто не пытался его сломать и сделать из аборигенов русских... Если местные жители хотели соблюдать языческие обряды — к тому не было никаких препятствий. Конечно, христианство им проповедовали, иногда успешно, чаще нет, но результаты интересовали только миссионеров. Остяки, вогулы, тунгусы служили проводниками русских отрядов, охотились, гоняли оленей, шаманили и были вполне уверены в своей судьбе. Поскольку русские не стали переучивать не похожих на них людей, а предпочли найти с ними общий язык, то они и закрепились в Сибири до наших дней. Так в очередной раз были подтверждены преимущества уважения к праву других людей жить по-своему.
См.: Гумилев Л. И. От Руси к России. Спб., 1992, с. 226—227.