Административно-территориальное деление и управление
Административное управление
В середине XIX в. на Урале были расположены Вятская, Пермская, Тобольская и Оренбургская губернии (последняя в 1865 г. была разделена на Оренбургскую и Уфимскую). Во главе их стояли гражданские губернаторы, подчинявшиеся Министерству внутренних дел и официально признаваемые «Хозяевами губерний». Оренбургская губерния, как пограничная, подчинялась также военному генерал-губернатору.
Губернаторам подчинялись губернские правления. Правления делились на отделения: распорядительные, врачебные, строительные, тюремные, статистические комитеты, контрольные палаты и другие.
Губернская администрация решала задачи: охрана общественной безопасности, управление казенным имуществом, заведование продовольственным и медицинским делом, руководство военно-служебной повинностью и другие.
В административно-территориальном отношении губернии делились на уезды, уезды — на волости. Низшая административная единица волость состояла из нескольких сельских обществ.
Во главе уезда стоял исправник. Уезд делился на станы во главе со становыми приставами. В 1878 г. была введена должность полицейского урядника, подчинявшегося становому приставу. Власть урядника в отношении крестьянства была практически неограниченной.
Хозяйственное управление
Хозяйственное управление осуществляли Уральское горное правление, образованное в 1806 г., и Главный начальник горных заводов Уральского хребта (должность учреждена в 1826 г.). Горная власть не подчинялась ни военной, ни гражданской администрации. Она имела свою полицию, почту, горный суд, школы, госпитали.
Горнозаводская промышленность управлялась через округа, казенные и частные. Они включали в себя заводы и отведенную к ним территорию с лесами и недрами. В крае действовали 6 казенных горных округов с 20-ю заводами. Частных округов насчитывалось более 50, они объединяли до 160 заводов.
60-е гг. было изменено управление горной промышленностью. Она была передана в ведение гражданской администрации.
Отмена крепостного права
К середине XIX в. осуществление давно назревших реформ стало осознаваться царем и частью высшей бюрократии. В обновлении нуждалась и вся система общественных отношений на Урале — и в сельском хозяйстве, и, особенно, в горнозаводской промышленности. В марте 1861 г. в губернских центрах Урала были обнародованы Манифест и Положение 19 февраля 1861 г. Началось проведение реформ в жизнь.
Как и все бывшие крепостные крестьяне страны, вотчинные крестьяне Урала стали лично свободными и «временнообязанными».
В 1863 и 1866 гг. основные положения реформы 1861 г. были распространены на удельных и государственных крестьян. Их состояние было более обеспеченным, чем бывших крепостных. Выкупные платежи государственных крестьян были ниже, наделы больше в 1,5—2 раза и как результат значительно выше экономическая самостоятельность.
В 1861 г. были отменены крепостнические отношения на частных и казенных заводах и промыслах. Юридически горнозаводское население получало личную свободу и освобождалось от обязательных работ. На деле, однако, все оказалось значительно сложней. Традиционно горнозаводское население делилось на мастеровых, исполнявших основные заводские работы, и вспомогательных сельских работников. Используя это положение, казна и заводчики произвольно более 80 % работавших зачисляли в мастеровые, так как по закону им предоставлялась только усадьба и покосы, но не наделы. Этим мастеровые привязывались к заводам, работа на которых становилась основным источником средств к жизни. Односторонне было использовано и другое положение. Так, взаимоотношения между мастеровыми и заводской администрацией определялись правилами о порядке найма и увольнения, времени, месте и плате за работу. В этих условиях выработка правил была предоставлена администрации, что ставило рабочих целиком в зависимость от произвола хозяев. Надо добавить, что за пользование мастеровыми покосом, выгоном, лесом предусматривалась возможность отработки на заводах.
Все это говорит о том, что реформа создала на Урале не свободного наемного рабочего, а, как и прежде, зависимого, труд которого, естественно, был менее производительным. Заводчики продолжали владеть значительными сельхозугодьями и быть практически монопольными хозяевами обширных территорий и проживавших на них людей.
Реформы государственной сферы
Отмена крепостного права меняла жизнь миллионов людей. Поэтому она неизбежно дополнялась мероприятиями правительства по организации новых форм общественной жизни. По Положению 1 января 1864 г. в уездах и губерниях создавались новые органы местного самоуправления — земства. На Урале они были введены в 60—70-е гг. (в Оренбургской губернии только в 1912 г.). В городах создавались новые органы общественного управления — городские думы. Они выполняли практически те же задачи, что и земства.
По положению 20 ноября 1864 г. вводилась новая судебная система. Суд провозглашался независимым от государственных чиновников и несословным, судебные процессы становились открытыми, состязательными, вводился институт присяжных поверенных. Судебная реформа на Урале растянулась с 1869 г. до 1898 г.
Последней из реформ Александра II была военная. С 1874 г. крепостническая рекрутская система комплектования армии заменялась современной всесословной воинской повинностью. Реорганизовывался военный аппарат. Территория страны делилась на 13 военных округов. В Казанский военный округ, наряду с другими, вошли Вятская, Пермская, Уфимская губернии, Оренбургское и Уральское казачьи войска.