История Урала Урал во второй половине XIX века Быт и религия

Быт и религия

Быт

Развитие экономики вело к серьезным изменениям бытовых условий. Рабочие заводов преимущественно жили в своих домах — в одно- и двухсрубных избах. С расши­рением заводов жилищная проблема обострялась. «Пришлые» рабочие снимали «углы» у местных. Широко распространились бараки, выстроенные администрацией. Зачастую они не отвечали эле­ментарным гигиеническим нормам. На рудниках и приисках жили в казармах и землянках, тесных, грязных, холодных.

С развитием промышленности быт рабочих все более подчинялся заводскому, производственному ритму. Быт крестьян, как и прежде, определялся естественно-природным циклом сельскохозяйст­венных работ и традиционным укладом жизни.

Интерьер дома рабочего. Конец XIX в.
Интерьер дома рабочего. Конец XIX в.

Сельское население Урала формировалось, главным образом, на основе выходцев из северной России, заводское — из центральной. Это так же обусловливало различия в быту, неоднородность говоров и т. п. Во второй половине века к ним добавились серьезные различия в мировоззрении «деревенских» и «заводских». Культура первых была более патриархальной, по их мнению, на за­водах живут «одни разбойники», там нет ничего хорошего, только «копоть и дым». Рабочие относились к деревенским «мешкам» с величайшим презрением. Для них, к примеру, такой вид раз­влечений, как хороводы, был неприемлем — «му­жицкое дело». Крестьянский труд казался им более легким и менее важным, а труд их, рабочих, имел большое общественное значение.

Коллекция предметов домашнего промысла и быта (прялки, самопрялки, ткацкий станок, деревянные стулья, ситец) крестьянского и горнозаводского населения Урала. XIX — начало XX вв.
Коллекция предметов домашнего промысла и быта
(прялки, самопрялки, ткацкий станок,
деревянные стулья, ситец)
крестьянского и горнозаводского
населения Урала. XIX — начало XX вв.

В то же время сохранились традиции, объеди­нявшие крестьян и рабочих. Это, прежде всего, связь последних с землей. Некоторые из них после 1861 г. переходили «в крестьянство», нала­див в деревне кустарное производство сельскохо­зяйственных орудий.  Крестьяне, в свою очередь, «отходили» на заводы на заработки. Взаимное вли­яние сказывалось и до конца не исчезало в типе жилища, его украшений. Духовный мир русских крестьян и рабочих Урала до конца века оставался преимущественно патриархальным.

Сарафан. Узорный штофф,  набивной ситец. Галун. XIX
Сарафан. Узорный штофф, набивной ситец. Галун. XIX

Религия

Большая часть населения Урала исповедовала православие. Здесь име­лись 6 епархий: Вятская, Тобольская, Оренбург­ская и Уральская (имеется в виду область Уральского казачьего войска), Уфимская и Мензелин-ская, Пермская и Соликамская, Екатеринбургская и Ирбитская. Епархии делились на благочинные округа, им подчинялись приходы. Центром прихо­да становилось село с церковью.

Кафедральный собор в г. Екатеринбурге. Главная  площадь (ныне площадь 1905 г.)
Кафедральный собор в г. Екатеринбурге. Главная площадь (ныне площадь 1905 г.)

Задачи церкви были весьма разнообразными: выполнение идеологических, духовно-нравствен­ных, воспитательных функций, регистрация рож­дения и смерти прихожан, освящение свадебных обрядов, строительство новых храмов, подготовка священнослужителей, организация благотвори­тельной помощи, руководство церковно-приход-скими школами, миссионерской деятельностью, борьбой с расколом. К концу века все большее внимание церкви привлекал рост пьянства и без­божия населения.

Храмовое строительство велось достаточно ак­тивно. Так, в Екатеринбурге, Уфе и Шадринске из действовавших к концу века 87 православных цер­квей и часовен 30 были выстроены во 2-й его по­ловине, как правило, на частные, прежде всего купеческие пожертвования. Многие из них, осо­бенно на селе, были небогаты, рублены из дерева, с простыми иконостасами.

Религиозные преследования против старообряд­цев желаемых результатов не принесли. К концу века на Урале насчитывалось более 312 их молит­венных домов.

В 80-е гг. значительно усилилась деятельность православного духовенства по расширению сети церковно-приходских школ. Были учреждены должности епархиальных и уездных наблюдателей за их деятельностью.

Многообразными были формы благотворитель­ной деятельности:  церковно-приходские попечительства, богадельни, приюты, ночлежные дома, бесплатные больницы и школы.

В истории православной церкви Урала имеются и драматические страницы. В 1850 г. служащий Баранчинского завода Н. С. Ильин основал тай­ное «Десное братство» (т. е. «Братство правых», или «правоверных») и начал проповедь всеобщего равенства, единения народов мира, изображая со­временное общество как царство сатаны. Выступ­ление против церкви было признано «вредным в государственном отношении». Общество властями было запрещено, Ильин сослан. Его последователи, подвергнутые гонениям, приняли название иего­вистов.

В разгар голода 1892 г. власти Вятской губернии сфабриковали «дело о жертвоприношении»: 11 пра­вославных крестьян-удмуртов села Старый Мултан были обвинены в убийстве русского нищего с це­лью взять его кровь для жертвоприношения язы­ческим богам. Прокурор знал, что правительство заинтересовано в разжигании вражды между рус­скими и удмуртскими крестьянами. Суд пригово­рил семерых удмуртов к каторжным работам.

Благодаря вмешательству В. Г. Короленко дело приняло широкую огласку. Писатель добился по­вторного разбирательства и выступил на суде за­щитником удмуртов. Официозные газеты обвиняли его в тенденциозности, в идеализации «вотяков». Процесс закончился в 1896 г. оправдательным при­говором. Однако в лице «ученого» попа Н. Н. Бли­нова официальная церковь встала на защиту инкви­зиционных методов обвинения.   Короленко снова выступил в печати, разоблачая изуверов в рясах, помогавших изуверам в мундирах. «Мултанское дело» уронило авторитет церкви.

Пермь. Мечеть.
Пермь. Мечеть.

Религиозная жизнь мусульман направлялась Оренбургским Магометанским Духовным Собра­нием с местопребыванием в Уфе. Во главе его стоял муфтий. Построенная в 1830 г. Первая Со­борная мечеть Уфы на протяжении всего века за­нимала главенствующее положение среди мечетей России. Мусульманских приходов насчитывалось более 4250, из них 2603 мечети. Подавляющая их часть — 86 % — находилась в Уфимской и Орен­бургской губерниях. Подготовка мулл, а в конце века и учителей осуществлялась в медресе «Усма-ния» в Уфе.

В связи с расширением национального и рели­гиозного состава населения уральских городов в них возникли католические костелы, протестант­ские кирхи, синагоги.